Преддверие грозы

Тайна Утреннего Света

В храме, куда Царёв вошёл с благоговейным восторгом, было пустынно, но не пусто. Стояла тишина – предтеча откровения. Он перекрестился, и на него глянули, как показалось с одобрением глаза с ликов святых на иконах, что расположились по стенам. Помещение храма виделось ему родным домом, где встречают его, блудного сына, без особого восторга, но и без неприязни. Мол, для чего пришёл, чтобы снова уйти или, покаявшись остаться, предавшись трудам праведным. Молись, чадо Божие, а там будет видно. Царёв зажигал и ставил свечи, купленные в углу на конторке. И молился у лика Спасителя, Николая-чудотворца, просил защиты у Божьей матери, разговаривал со святыми земли Радонежской и Саровской, просил победы над слабостью человеческой у Георгия Победоносца, славил дела и слово Господнее. Он ещё что-то хотел сделать, но не знал, голос молитв поостыл, наступила растерянность чувств и мысли, и тело его замерло до понимания присутствия здесь. Долго ли прожила эта его неподвижность, свидетелем лишь печальный лик Спасителя и взгляды апостолов, склонившихся с алтаря над замершим в безмыслии и безчувствии писателем, утомившимся не от жизни, а от сознания малого присутствия святости веры и принявшего в душу откровение Небес.

— Кого любят, того и испытывают, — слышалось ему напоминание о строгости любви Небесного Отца.

— Отчего же так долго моё испытание, — родился вопрос.

— Совсем коротко. Всего одну человеческую жизнь, — был ответ.

В церковном дворе Пётр Петрович встретил настоятеля храма отца Стефана и попросил послушать повесть своих мытарств. Тот попросту пригласил его присесть на скамейке под сенью старых деревьев, помнящих многие  времена, людей в них, и слова откровений и лжи. Коротко, будто боясь вспоминать прошедшее, поведал Царёв о своих хождениях за три моря, сомнения, в надобности произошедшего, заострил внимание священника на видении острова, на крушении яхты и своём чудесном избавлении.

— Что ж, — ответил на его исповедь настоятель. – Многое переживший, должен и понимать много. Страх Господень, спасший тебя от искушения властью, славой, деньгами да пребудет в душе твоей всегда. Славьте Господа за сие избавление, и даруется душе покой.

— И всё? – спросил удивлённый коротким ответом Царёв.

— Приключилось с вами немало. И ещё не всё. А пожелание покоя душевного, мало ли? Слов добрых много. Ищите и обрящете. И пишите – другим на память, — священник встал, перекрестил писателя и ушёл. Царёв, что-то вспомнив, вернулся в храм, ещё раз попросил благословения у Спасителя, а затем сложил все оставшиеся деньги в ящик на обустройство церковного хозяйства и, свободный от грехов и других излишеств, пошёл домой, где его никто не ждал, но на столе лежала рукопись, куда нужно было добавить несколько штрихов, завершающих эпопею чужой жизни.

У дома он обнаружил Петра, сидящего на крылечке и ожидавшего появления хозяина. Радость на лице его, уже идущего навстречу Царёву, вырывалась словами:

— Ну, слава Богу, наконец-то дождались. Все глаза проглядел. — Они обнялись, будто близкие родственники и так на некоторое время застыли, забылись среди двора. Что-то связующее, родственное не давало разъять объятия рук, и когда он шли к дому, выражая восклицаниями радость встречи, необыкновенная теплота слов не казалась им неестественной. Но как только вошли в дом, Пётр стал прощаться, не называя причин столь скорого ухода. Хозяину удалось усадить его на диван, хотелось расспросить об Алевтине, её жизни здесь, рассказать о своих приключениях. Но постоялец был непреклонен в решении уйти, и ответил так:

— Вы же не один названы при крещении именем святого Петра на этом белом свете. Всем помощь нужна, все истины и веры жаждут, но страданий не приемлют, а без страданий прозрения не случается. Вы теперь зрячи и поводырь вам не требуется. Злоключения ваши мне известны и нечего к ним добавить. Аля ждала, но женщина в пустом доме жить не может – ей пара нужна и любовь. Прощевайте. Я здесь теперь без надобности, чего досаждать, — и Петр быстро вышел за дверь. Хозяин хотел было его догнать, но остался на месте, больно уж категоричны были последние слова Петра и совсем не подразумевали возвращения, сказавшего их человека.

«Вот так, наверное, и остаётся человек один. В большом доме более одиноко, чем в малой избушке, — Пётр Петрович оглядел стены комнаты. – В малом пространстве, тесноте, меньше причин почувствовать одиночество. Там  чаще происходят события, встречи и просто громче звучат слова. А на огромном просторе Неба самому Господу как одиноко? Веками видеть человеческую возню вокруг своего Имени, пустячные страдания, тщету возвышений и падений, слышать громкий неумолчный ропот и сиюминутную молитву покаяния и знать, что Иов тоже одинок среди людей своей любовью к Тебе. Прощение и милосердие – спасение человеческой души. Спасение Бога от вечного одиночества что есть? Тоже прощение и милосердие. К нам, людям. А дьявол? Он то как переживает скорбь своего одиночества? В злодействе нет успокоения. Неистощимая вечная тревога преследует его денно и нощно, из века в век. Он несчастен более всех соблазнённых им человеков. Он рад любому малому прозрению к Богу, но они редки у людей. И дьявол прав, решив погубить род человеческий. Лучше остаться на Земле совсем одному, чем видеть напраслину Божьего милосердия к людям. Самое страшное наказание – это вечная жизнь среди мерзости человеческих пороков. Отлучение ангела от желанной ему святости за одну, пусть великую ошибку, и есть та мера отверженности Божьего гнева, где милосердие не выплакать покаянными слезами. По сравнению с двумя одиночествами Бога и дьявола человеческая тоска преходяща, как уныние собаки, долго не видящей своего хозяина. Скоро будет и радость встречи с ним. Узреть бы человеку Господа и возлюбить Его и никогда бы не был он одинок. А страх Господень, что спас его от искушения властью, он верно, и есть путь к спасению? А Леон, он кто?» — Царёв подумал, что много раз задавал себе этот вопрос, на который не находил ответа, не было ясности в определении реальности произошедших событий.

Пётр Петрович пересел с дивана за стол и раскрыл рукопись времени своего забытия. Вписал туда слова, только что вымышленные им. О Божьем, дьявольском и человеческом одиночестве. Увлекшись написанием продолжения путешествия у острова, где несчастные люди просили его о помощи, но чем  можно им помочь, он тогда не понял, как не понимал и до сих пор, Царёв забыл о времени и вспомнил, проходящую рядом жизнь, только перевернув последнюю страницу тетради и поставив точку в предложении, завершающем исповедь прикосновения к небытию. Оно тоже было похоже на жизнь, но очень уж лёгкую, неправдоподобную, кем-то выдуманную. Слава Богу, она закончилась, та жизнь, как и рукопись. Писатель потянулся, рассвет оглядывал комнату серым светом и в этом пасмурном рождении утра, окружающие предметы казались нереально-далёкими, обстановка дома не соотносилась с мыслями, тревожила размытостью контуров окон и стен. Он поднялся и чтобы не пропасть в скучном пространстве нарождающегося света, отправился спать.

В послеобеденное время Царёва разбудил телефонный звонок. Не сразу в тревожных звуках телефонного говора он узнал голос Али, а когда понял, что  звонят ему из Красноярска, разволновался сам, сбивчиво говорил не то и не о том, невнимательно слушал, что-то обещал сумбурно и неубедительно и, услышав в трубке гудки, долго не мог придти в себя и вспомнить важные слова разговора с любимой. Но, как оказалось, помнить было нечего из сумбура слов, говорённых будто в бреду, нашлись только слова обещания его приезда в Красноярск. Как и когда созреет это действие, он не знал, но верил, что оно непременно состоится – голос Али звучал как-то по-особенному призывно, в нём слышалась печаль долгого ожидания, любовь, осветлённая разлукой. Чтобы отвлечься от начавшейся в мыслях подготовки путешествия в будущее, Царёв по давней писательской привычке присел за стол для прочтения законченной повести. Нужно вначале обсудить качество нового произведения с самим собой, прежде чем нести эту книгу в редакцию.  Часто в прошлом такие последние прочтения заканчивались плачевно для выношенного дитяти – рукопись летела в мусорное ведро, и родитель забывал о несуразном ребёнке, недолго мучался, терзал себя сомнениями в правильности поступка, но редко менял решение. Конечно, замысел сюжета, отвергнутого собою своего же произведения, нередко перекочёвывал в другие рассказы, повести, расширяясь в теме, либо наоборот сжимался словесно до размера необходимой понятности повествования. Но то, что он читал сейчас, было очень непохоже на его прошлые вымыслы, эти строки прожиты им самим, пусть в не самом понятном отрезке жизни,  но они жили в памяти и сравнить минувшие события, можно было только с временем жизни там. Не найдя грубых провалов в череде собственных воспоминаний, несколько выровняв некоторые сюжетные линии повести, заменив невнятно звучащие слова на живые и понятные, Царёв почёл произведение законченным и решил показать проект повести редактору. Он  позвонил в редакцию журнала «Горизонт», где его вежливо выслушали и предложили придти. Писатель не стал торопить события, оставил визит к редактору на следующий  день, а сам, чтобы заполнить образовавшийся досуг, отправился к Никитину, теперь уже с новыми впечатлениями от происходящего вокруг.

Поэта дома не оказалось, но он прошёл во двор и присел на крылечке – решил подождать хозяина. Вначале Царёв осматривал ухоженный дворик, где всё было расставлено по своим местам. Росли деревья, цветы, у ворот стояла собачья конура, в ней спала собака, никак не реагируя на присутствие чужого человека.  Царёв вдруг вспомнил, как вёл себя пёс при появлении здесь Леона, его бешеный лай, по-волчьи дыбящуюся на загривке шерсть, гремящую цепь и стал понимать зловещее присутствие бывшего друга в этом мире. Многие   поняли его непростое появление здесь:  и Никитин и Аля, и даже собака, и только он не мог определиться в отношении к благодетелю. А ведь с самого начала их знакомства в его жизни стали происходить непонятные и даже мистические случаи. Можно было сразу догадаться, что идёт игра, где неизвестна только ставка. Что нужно было Леону от него? Жизнь? Так её нетрудно взять, но зачем? Дал денег,  выпустил книгу, переустроил дом, познакомил со старцами, якобы, правящими миром, предлагал во владение остров, населённый людьми, взывающими о помощи. Неужели предполагалось какое-то предназначение в другом, невидимом простому человеку мире? Но какой, пусть даже сумасшедший, богач будет тратить деньги на славу нищего писателя, на его жизнь и просвещение в сферах столь высоких, где не всякий разум сможет обрести реальность происходящего? Или свихнуться. Что может быть более похоже, чем эти два состояния? В каком же из них, возвышения или провала, таких желанных многим в разные периоды жизни, находился он – в пустоте или величии? Наверное, нужно было остаться там, на острове, чтобы до конца понять, что на самом деле влекло в геенну или рай, предложенные ему Леоном? Но за всё содеянное должна существовать расплата во все времена и всегда.   С начала сотворения мира и до его конца. Сколько  жутких испытаний пришлось на долю человечества за свою гордыню и непослушание. Но перемен не наступило. И Леон часто напоминал о том в беседах, о первом и последующих грехах человечества. Зачем? Он хотел быть понятым. Он желал, чтобы его выслушали, но занятый своею, приблизившейся вплотную славой, писатель не сумел этого сделать. Вот она гордыня. Затмевает глаза и затыкает уши.

Тут хлопнула калитка,  появился хозяин и очень удивился, увидев друга, сиротливо наросшим на крыльцо дома, в задумчивом одиночестве.

В избе хозяин завёл непростой разговор о своей сестре, мол, ждёт она Петра к себе и спрашивал, как тот собирается дальше жить – останется здесь или всё-таки поедет в Красноярск. Царёв отвечал, что как только уладятся дела в редакции и дома, он будет готов в дальний путь. Он говорил слова и чувствовал, что неспроста друг задаёт ему такие вопросы. После долгих месяцев своего отсутствия дома, одиночества, пропадания и появления на земле, близость связи с  прошлой жизнью не то чтобы исчезла, а отдалилась, стала отдельной от нынешнего Петра Царёва, и в том отдалённом времени жила Аля и её любовь. Сблизить их могла только встреча, и он это понимал, но почему-то боялся и не потому, что был виноват, а плохо представлял такое событие, тем более что оно должно произойти где-то очень далеко. Как люди отвлечённого, созерцательного мышления, он ожидал случая, что подтолкнёт его к решительным действиям, и этой встряской могло служить какое-нибудь новое откровение, произошедших здесь в его отсутствие событий. Но он очень малое время провёл дома, немногое узнал и подольше хотел пробыть в таком невежественно-познавательном состоянии – понимать местные события на правах гостя. Он не обратил внимания на озабоченность в словах друга только потому, что ещё не навсегда вернулся из путешествия. Даже не понял, зачем Никитин предложил деньги на поездку, и просто рассказал о своих финансовых успехах. С тем они и расстались, решив, что, уладив дела, Царёв даст знать о своих дальнейших действиях.

nikolai50

Зайцев Николай Петрович, родился 3 декабря 1950 году в г. Талгаре, Алматинской области Казахстана. Окончил среднюю школу №1 г.Талгара. Работал в топографической экспедиции, закройщиком, радиомехаником, корреспондентом. Мастер по изготовлению очковой оптики. В талгарской газете «Звезда Алатау» начинал публиковать стихи, рассказы, статьи. Печатался в республиканских журналах «Простор», «Нива», альманахе «Литературная Алма–Ата», московских «Наш современник», «Молодая гвардия», «Голос эпохи», альманахе «ЛитЭра», «Автограф» - Донецк, «Север» - Петрозаводск, «Венский литератор» - Австрия, сетевых журналах «Камертон», «Молоко», «Великороссъ», «Лексикон» - Чикаго, В 1993г - выпустил поэтический сборник «Талгар», в 2004г - вышла книга повестей и рассказов «Через Прочее», в 2005г - сборник избранных стихов «Вершины Талгара», в 2007г - стихотворный сборник «Грешен…», в 2009г - книга прозы «Цветы для Мари», книга стихов «Во Имя Твое» - 2012г, «Голуби и другие рассказы» - 2015, «Тайны Утреннего Света» - повести – 2016, сборник рассказов «Преображение смысла» - 2019г. Участник многих казахстанских и российских коллективных книжных сборников прозы и поэзии. Руководитель творческого объединения «Вершины Талгара», г. Талгар. Лауреат премии им. В.И.Белова, 2009г. – г. Вологда. Лауреат фестивалей «Славянские традиции» - 2009-20г, Крым, «Живое слово» - 2011г. – с. Б. Болдино, «Литературная Вена» - 2011г, «Русский Гофман» - 2018 -19, Калининград, «Созвездие духовности» - 2017г. – Киев. Специальный диплом финалиста второго международного славянского литературного форума «Золотой витязь» - 2011г. – г. Тула. Диплом 1степени международного конкурса «Мы помним всё», ко дню 65летия Великой победы, г. Москва, 2010г. Победитель конкурса Республики Казахстан «Жди меня и я вернусь», ко дню 65летия Великой победы, г. Алматы, 2010г. Лауреат литературного конкурса «Национальное возрождение Руси» - Москва - 2010г. Победитель конкурса «Семья – ковчег спасения» - г. Красноярск, 2012год. Победитель литературного конкурса «Буревестник» - Москва, 2012г. Победитель литературного конкурса «История любви» - Донецк, 2013г. Лауреат конкурса «Добрая лира», Санкт-Петербург. 2012-14гг Лауреат премии им. В.М. Шукшина, 2013г. – г. Вологда. Лауреат премии журнала «Камертон» - конкурс, посвящённый 70летию Великой Победы, Москва, 2015год. Победитель конкурса детского рассказа « Мой аленький цветочек» - Самара, 2018г. Диплом форума «Золотой витязь» - Пятигорск, 2019год Серебряное перо Руси – 2020год Финалист конкурса фестивая «Центр Европы» - Белоруссия, 2020год Лауреат международного фестиваля «ЛИФФТ- 2020» Благодарственные письма Издательского совета русской православной церкви, за участие в восьмом и девятом сезоне (длинный список) Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – Московский патриархат, 2018-19г Награждён грантом, на издание книг, акимата Алматинской области – 2012-16год, почётными грамотами акима Талгара - 2009год и библиотеки Талгарского района. Член Союза писателей Казахстана - №01278 и России - №8674.

Посмотреть все записи автора nikolai50 →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.