Старое здание

Якиманка

Шёл старик и дошёл до высокой горы. Под горой большая изба. А в ней четыре крыльца, на все стороны света. С одного из крылец старуха спускается с ведрами и направляется к колодцу. Еле ноги переставляет. Совсем старая. Старик говорит ей: «Здравствуй, матушка, дай я тебе помогу, воду отнесу в избу…». А старуха отвечает ему: «Ты не смотри, что я такая старая. Сама управлюсь. А за добрые слова спасибо. Проходи в избу, располагайся…». Старуха нежданного гостя приветливо встретила: чаем напоила, щами накормила, на теплую печку уложила. И к расспросам приступила.

Старик рассказал про свою беду, ничего не скрыл. Старуха поспешила его успокоить: «Не печалься! Я мать четырех ветров. Это озорник Полуночник виноват…».

Прошло немного времени и стали слетаться в родной дом сыновья старухи: горячий Восточный ветер, ласковый Полуденник-ветер, холодный Запад-ветер и озорной, шумный Полуночник-ветер. Степенно старшие братья выступают, матери в пояс кланяются. А Полуночник-ветер никак не может успокоиться, все хвастается: «Все суда сегодня с курса сбил, напугал до смерти, наигрался от души, кушать хочу! Мечи, мать, пироги из печи!».

Старуха напоила-накормила сыновей, а потом спросила: «Признавайтесь, кто сегодня из вас беду натворил?». Потом позвала с печи гостя-старика. Старик всё рассказал как на духу.

Полуночник голову опустил, а потом говорит: «Дело это поправимое!». Озорной ветер достает из-за пазухи сверток и вручает его старику:

– Дарю тебе, мой названный брат, скатерть-самобранку. Ты её разверни и скажи: «Попить-поесть!». Тут же на скатерти блюда с угощением выстроятся. Выбирай! Кушай от души и не вспоминай меня лихом! Прощай! Запомни только мой наказ: «На постоялый дом со скатертью не заходи!».

Распрощался старик с хозяйкой дома и её сыновьями. Ночь наступила, а он все идет. И захотелось ему  под крышу. «Когда хлеб свой –  хоть у попа стой!». Забыл он предупреждение Полуночника-ветра и направил свои ноги к постоялому двору. Приветливо встретили старика, предложили заказать блюда и напитки…

– Вот здесь, Ваня, начинается самое интересное, – прерывает свое повествование дядя Миша. – Стоит русскому человеку поймать за ноги птицу-удачу, так сразу же он превращается в хвастуна! То ли он не верит в случившееся, то ли спешит поделиться своей радостью со всем миром?! А, может, надо простому русскому человеку прожить два-три века в благополучной стране, насладиться самыми элементарными вещами, стать добропорядочным и законопослушным обывателем, на котором держатся государство и общество?! Тем самым, который верит в разумное устройство мира и в свое достойное место в нем, и не пускает пыль в глаза потому что самодостаточный. В общем, дорогой Ваня, прогулял всю ночь у своей скатерти старик, а к утру остался ни с чем. Хозяин постоялого двора поменял волшебную скатерть на свою скатерть, внешне ничем не отличающуюся. Дошел до дома старик, успокаивает старуху: «Сейчас будет у нас пир, на весь мир…». Конечно, ничего у него не получилось, едва от сковородки заждавшейся старухи увернулся. Пришел он опять к большому дому и дождался братьев-ветров…».

– Нет бы, подумать, – горячится дядя Миша и большой мозолистой ладонью трет свою грудь в районе буквы «Р», – кто виноват на самом деле, опять к благодетелю, за помощью. Он вручает Ване очередной кулек. На этот раз с абрикосами и говорит: «Кушай, расти…». Затем дядя Миша продолжает свое повествование:

«Как и ожидалось, простил старика Полуночник-ветер и вручил ему очередной подарок: кошелек-самотряс. И опять предупредил: «Не заходи на постоялый двор, иди домой, к старухе…». Но старику захотелось отдохнуть, сладко попить, обильно поесть. К хорошему тоже привыкаешь быстро. Хозяин постоялого двора узнал старика и снова уговорил его расщедриться. Остался старик наутро с похмельной головой, трясущимися руками и похожим на волшебный кошелек простым кошельком. Вот и думаешь: а полученным богатством ещё нужно распорядиться с умом. Не только сохранить, но и приумножить его! Старик между тем добрался до дома, хочет улестить старуху. Не получается. Старуха плачет и бьет старика всем, что под руку подвернулось: «Болтун, пустомеля, пустозвон, жизнь мою загубил, на старости лет из ума выжил…».

И опять старик побежал за помощью к ветру-Полуночнику. Испугался хозяина постоялого двора: «Ну что я докажу, одна шайка-лейка, набегут и сомнут как траву в поле…».  На этот раз покровитель старика взялся за ум и вручил названному брату  суму с двумя молодцами, с дубинками. Старик вначале попробовал силу их дубинок на своих боках, а потом решил зайти в постоялый двор и наказать с их помощью хитрого хозяина.  И это у него получилось: вернул он скатерть-самобранку и кошелек-самотряс. И со старухой старик разобрался. Попугал её молодцами с дубинками из сумы, а потом угостил её на славу. Получилось у старика и с алчным барином справиться. Хотел он завладеть сокровищами старика, но, отведав дубинок молодцов из сумы, уехал восвояси из деревни. Подумаешь над этой сказкой и всю историю твоей родной страны представляешь. В той ее части, которая касается ее последних великих революций – февральской и октябрьской 1917 года. Покуда хозяев страны их подданные не побили, они не пришли в себя. Отсюда, нам, Ваня, рукой подать до твоих предков, сделавших очередной выбор в лихие революционные годы. Какой великолепный лозунг был брошен в массы: «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Берите скатерть-самобранку, владейте кошельком-самотрясом! Сказка стала явью!

Ваня хотел было сказать новоявленному дяде Мише: «Домой хочу, к Папе и Маме, домой…», но представил себе Маму, сидящую в инвалидном кресле, и решил: «Дядя Миша многое знает, многое умеет. Попрошу его помочь Маме. Почему бы с ним не отправиться на место автомобильной аварии и не направить события того страшного вечера в другое русло?». После случившегося с Мамой он как-то сразу повзрослел: его беззаботное детство разом оборвалось и не собиралось, по всей видимости, возвращаться. Поэтому он улыбнулся дяде Мише и спросил: «А Мама и Папа меня не заждутся?».

– Ни в коем случае, – поспешил ответить дядя Миша. – Мы вернемся в твою комнату в то же время, в какое из него отбыли в путешествие по времени. Ну, что готов?

– Готов! – ответил Ваня. Центральная набережная в Волгограде уменьшила численность прогуливающихся на ней  в наши дни на две единицы. Мальчик и старый путешественник по временами и галактикам очутились в 1919 году.

Пока что у них получалось по-немецки: «Der Ton macht die Musik» (буквально: «Звук делает музыку»), а, может, по-русски: «Доброе начало полдела откачало».

– Бывшая Сосновская волость Камышинского уезда Саратовской губернии. Была образована вместо Сосновского колонистского округа, которая включала 13 немецких сёл: Антон, Бальцер, Бауэр, Бейдек, Гримм, Деготт, Денгоф, Кратцке, Куттер, Меркель, Мессер, Моор, Шиллинг. В селе Меркель, в котором мы сейчас, Ваня, находимся, знали и уважали мастера Генриха и его жену Гертруду, как родителей Адама, – защитника прав рабочих и крестьян и одного из активистов Автономной области немцев Поволжья, – начал свой очередной монолог неутомимый дядя Миша. – Сегодня Адам гостит у отца и матери по поводу прибытия в Меркель дорогого гостя, Курта, сотрудника французского Красного Креста и просто дальнего родственника. Вот уже добрый десяток лет Адам и Курт переписывались, встретились впервые. Им есть о чем поговорить. Прислушаемся. Адам в этот памятный вечер определит судьбу рода, идущего от славного Карла, на многие десятки лет вперед. Ты даже не представляешь, как это важно знать свое будущее не только на ближайшее столетие, но и на тысячи лет вперед!

Ваня хотел было раскапризничаться: что ему было до боли старого путешественника по временам и галактикам, оставленного собратьями на чужой планете?! Но Ваня ещё раз вспомнил Маму, сидящую в инвалидном кресле с грустным отсутствующим лицом, и предпочел ответить на последнюю фразу словоохотливого дяди Миши неопределенно — вежливо: «Простите, я как-то не задумывался над этим раньше…».

– Ну, да, конечно! Я тоже не думал над этим, пока не очутился на третьей от Солнца планете заточенным в специальное хранилище, шкатулку. Этого и следовало ожидать. Я замахнулся увидеть будущее моей цивилизации, представляющей из себя электрические волны высшего порядка, через десять тысяч лет. Свои соображения я доложил командору космического судна. Это было неправильным. Наш корабль, как многие другие, аналогичного класса, бороздил просторы вселенной с конкретной целью: нахождение развитой цивилизации. Наши поиски к тому времени, когда я решил попробовать себя в роли прогнозиста, не дали ожидаемого результата. Командир предупредил меня: «Скоро мы вернемся на базу, я доложу ваши соображения по инстанции. А пока что все, что было сказано сегодня, должно остаться строго между нами…». Я пообещал старому командору, что так и будет. Но не сдержал своего обещания. Экипаж разделился на два лагеря. Моих сторонников и моих противников. Что же могло взбудоражить моих братьев и сестер по полету в очередной галактике, называемой вами, землянами, Млечным путем? Я путем многочисленных точных расчетов пришел к выводу, что уже через десять тысяч лет наша цивилизация перейдет на последнюю ступень в своем развитии в цифровом формате и просто растворится в бесконечной Вселенной! Те немногие, кто поддержал меня, предлагали прервать полет и вернуться на центральную базу. Цель – довести до Высшего совета нашей цивилизации мои расчеты. Враги разума, иначе я не мог выразиться, считали, что в мои расчеты вкрались ошибки: лучистая энергия и есть высшая и последняя ступень развития Вселенной! Раз мы её часть, как мы можем исчезнуть? Нет никакого резона бросать программу исследований и возвращаться на центральную базу. Только она имела связь с нашей родной планетой. Как всегда, последнее слово было за командором. Он решил, как говорят у вас, избавиться от одной паршивой овцы, чтобы спасти все стадо. Дальше ты всё знаешь. Кто бы мог подумать, что через десять тысяч лет на Земле разовьется человеческая цивилизация и что хитроумный командор предусмотрел всё до последней мелочи?! Освобождение меня из шкатулки запустило механизм извещения о появлении на Земле разумного существа, умеющего открыть хитроумный инопланетный замок шкатулки. Вскоре следует ожидать появления на Земле моих братьев и сестер и исполнения моего пророчества…

– Ваня, извини, опять я не в тему, – прервал свой очередной монолог дядя Миша. – Давай все-таки послушаем, что говорят Адам и Курт:

«– Как у вас здесь просторно, – говорит Курт. – Едешь, едешь, а ширь не кончается. В хорошем месте расположилось село Меркель. Чувствуется, отцы-основатели серьезно подошли к  выбору места для нового немецкого села…

– Село начиналось в том самом месте, где река Макаровка впадает в реку Карамыш. В 1766 году появились первые дома и улицы, а потом построили лютеранскую церковь, школу, фабрику по производству ткани и платков из сарпинки, – уточняет Адам. – Хорошо живется немцам не только в  селе Меркель. Россия – наша любимая Родина. Она первая в мире воплощает в жизнь гениальные идеи великого Карла Маркса, приступив к строительству коммунизма. Я горжусь тем, что мои предки из Трира, в котором родился и рос наш вождь и учитель…

– А я этим обстоятельством не горжусь, – отвечает гость из Франции, дальний родственник брата Карла,  Каспера. – Как говорится в «Манифесте Коммунистической партии», написанном Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом в 1848 году, а затем дополненном в последующие годы: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства…

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства». Проще говоря, ваш пролетариат, вернее, его вожди,  не остановятся ни перед чем. И это пугает меня больше всего. Один из ваших вождей, Владимир Ленин, пишет в статье «О «демократии» и диктатуре», опубликованной в газете «Правда № 2, 3 января 1919 года: «Маркс и Энгельс, когда они последний раз вдвоем подписывали предисловие к “Коммунистическому Манифесту” (это было в 1872 году), считали необходимым особо обратить внимание рабочих на то, что пролетариат не может просто овладеть готовой (т. е. буржуазной) государственной машиной и пустить её в ход для своих целей, что он должен сломать, разбить её».  Итак, «Das dicke Ende kommt noch»…

– Этим гость твоего дальнего предка хочет сказать, что «Большой конец впереди», – невольно врывается в ход диалога дядя Миша. – По-русски будет понятней: «Это только цветочки, ягодки ещё впереди».

Между тем дальние родственники продолжают разговор:

– «Das Feuer, das mich nicht brennt, loesche ich nicht», – отвечает Адам…

– Это в буквальном переводе с немецкого языка звучит так: «Я не тушу огонь, который меня не сжигает», – уточняет старый путешественник по временам и галактикам. – Но лучше сказать по-русски: «Моя хата с края».

–Я хотел сказать, что неправильно не замечать огонь, который сжигает соседа. Я и мои сыновья построят в России коммунизм, и ты будешь приезжать в гости, чтобы вкусить его блага и признаться в своей неправоте. Впрочем, что я говорю? Мировая революция скоро разрушит все границы, и пролетарии всех стран соединятся!  Не поеду я во Францию, и сыновей своих не пущу! Давай закроем тему политики и попробуем российский шнапс. У меня из яблок. Будет лучше твоего кальвадоса по всем статьям! И наша копченая свинина вкуснее твоего бекона!

Дальние родственники прерывают затянувшийся разговор и приступают к гораздо более приятной части ужина.

–Как видишь, твой дальний предок отказался уехать в качестве беженца во Францию, – радостно замечает старый путешественник по временам и галактикам. – Это говорит в пользу гипотезы о нашей неизбежной встрече через 100 с небольшим лет в Москве.

–А что будет потом с моим предком Адамом? – спрашивает Ваня.

– Какое-то время немцы, проживающие на территории АССР немцев Поволжья не чувствовали на себе репрессии, начатые в 1935 году по мере ухудшения отношений между СССР и Германией и выразившееся в выселении более двухсот тысяч этнических немцев в Казахстан из приграничной зоны в Украине. Не затронули их и арест всех немцев, работавших на предприятиях оборонной промышленности или предприятий, имеющих оборонные цеха, а также увольнение всех немцев из армии, закрытие за пределами АССР Немцев Поволжья немецких национальных сельских советов и районов, перевод школ с преподаванием на родном немецком языке на русский язык. Началась война, и 28 августа 1941 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Немецкие жители бывшей республики насильно депортированы в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Центральной Азии. Эта же участь ждала и этнических немцев, проживающих в населенных пунктах Европейской части России и Закавказья. По большинству оценок, в годы войны было депортировано около одного миллиона этнических немцев.  Адаму повезло: он просто не дожил до этих страшных дней. Его старший сын, унаследовавший фамильный ключ, после войны завербовался на строительство новых цехов на кабельном заводе  («Подольсккабель»)  и перевез семью из казахского городка Ерментау в Подмосковье. В новом жилом квартале в юго-западной части города получил квартиру. Его старший сын поступил на работу в Подольский механический завод и стал твоим дедушкой, Ваня…

.

.

Ba Lish

Журналист, женат, имею дочь и внука. В 2008 году награжден орденом Республики Узбекистан "Дустлик" ("Дружба"). Писательством в целом и фантастикой в частности занимаюсь последние три года. К 70 годам своей жизни, или через пять лет, вижу себя зрелым писателем. Пока что особых успехов не снискал, не считая разве что попадание в шорт-лист международного конкурса короткого рассказа: http://buninfest.ru/shortlistkorotkogorasskaza2021

Посмотреть все записи автора Ba Lish →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.