Очерки о городах Владимиро-Суздальского княжества

Суздаль.

Суздаль был основан в 1024 г. на берегу реки Каменки. Здесь жили народы, образовавшиеся при смешении печорских племен и пришедших в 9 в. славян. При Владимире Мономахе начинается каменное строительство, а при его сыне Юрии Долгоруком город становится центром княжества, при Андрее Боголюбском переместившемся во Владимир. Сильно пострадав во время монгольского ига, Суздаль присоединяется к Москве в 1392 г. Город становится религиозным центром, епископский двор переводится на территорию кремля, на место бывших княжеских дворцов. К началу 20 века в городе насчитывались 33 приходские церкви – 30 каменных и 3 деревянных, составлявшие архитектурные ансамбли из зимней и летней церкви, объединенных колокольней.
Центральная площадь отмечена построенным по типовому проекту, характерному для многих уездных городов России, одноэтажным зданием Торговых рядов в стиле классицизм, открывающемся на площадь галереей с белыми сдвоенными круглыми колоннами.
На площади возведено несколько церквей 18 в., являющих образцы посадской архитектуры: однокупольный четверик Воскресенской церкви с карнизом, выложенным кирпичом-поребриком, осененный шестигранной колокольней со шпилем, Богоявленская церковь, увенчанная полукруглой крышей и маленьким куполом на тонком барабане, церковь Иоанна Предтечи с пятью маленькими куполами на тонких барабанах.
На территории суздальского кремля возведены Рождественский собор и окруженные каменными стенами Архиерейские палаты. Строившийся в 13-16 в.в. белокаменный Рождественский собор с пятью высокими барабанами, увенчанными синими куполами с позолоченными звездочками, сейчас является древнейшим в городе. Северная и южная его стена разделена лопатками на 4 неодинаковых по ширине прясла, завершающихся полукруглыми закомарами. С западной и восточной стороны стены разделены на 3 прясла, с востока пристроены 3 полукруглые апсиды. Нижний ярус собора был построен в 13 в., верхний достроен в 15 в., ярусы разделены аркатурно-колончатым пояском, в каждом ярусе прясла в полукруглой неглубокой нише утоплено высокое узкое окно.
Центральный портал собора украшают Золотые ворота с ручками в виде львов, на пластинках ворот помещено 52 позолоченных барельефа. Свод и стены собора покрыты фресками, рядом с позолоченным многоярусным иконостасом установлен выносной фонарь в виде макета собора. На потолке висит люстра с фигурой дарителя. В соборе устроено более 40 гробниц, две самых роскошных, выполненных в виде позолоченных надгробий, окруженных красивой решеткой под балдахином, принадлежат святым Иоанну и Федору.
Комплекс архиерейских палат 15-17 в.в. состоит из ранних двухэтажных построек с крыльцами на галереях, более поздних трехэтажных белокаменных зданий с высокими крышами и декорированными треугольными сандриками небольшими полукруглыми окнами и шатровой церкви Благовещения. Первый этаж архиерейских палат занимали хозяйственные помещения, второй был парадным, а на третьем размещались жилые покои. От центрального крыльца напротив собора широкая трехмаршевая крытая лестница с цилиндрическим сводом ведет в парадные покои. Центральное парадное помещение, Крестовую палату, построил митрополит Илларион. До пострижения он был Иваном, монахом назначен учителем к сыну Ивана Грозного, а после его смерти рукоположен митрополитом. Палата предназначалась для судебных заседаний и была одной из самых больших бесстолпных палат того времени, вся тяжесть крестового свода благодаря системе парусов, консольные основания которых расположены между полукруглыми нишами с окнами, перенесена на стены. Этих ниш три на одной и пять на другой стороне прямоугольной комнаты. Комната освещалась самыми модными для того времени люстрами и отапливалась голландскими печами, покрытыми изразцами, посетитель, ждавший приема, мог рассматривать картинки, изображенные на них. Большую часть зала занимает стол, около него – высокое кресло Иллариона и позолоченная подставка для книг.
На другом берегу реки Каменки, в музее деревянного зодчества, собраны крестьянские дома 19 в., 2 мельницы и 2 церкви 18 в. Квадратный сруб Преображенской церкви с высо-ким крыльцом окружен галереей на сваях и служит основанием трехъярусного восьмерика, каждый ярус которого покрыт лемеховой крышей. Церковь увенчана луковичным куполом на цилиндрическом барабане. На четверике Воскресенской церкви возвышается шестерик с открытой галереей и пирамидальной крышей, изба–трапезная соединяет церковь и колокольню с маленьким куполом на высоком тонком барабане.
Спасо-Ефимьевский мужской монастырь, основанный в 1352 г. как крепость для обороны города, окружает крепостная стена 17 в. из красного кирпича, соединяющая 12 башен с коническими навершиями. За этой стеной во время войн пряталось все окрестное население. Белокаменный пятикупольный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 г., является главным собором монастыря. Стены, члененные пилястрами и опоясанные аркатурно-колончатым пояском, завершаются полукруглыми закомарами, с завышенной центральной закомарой. Луковичные купола возвышаются на высоких цилиндрических барабанах. Четырехстолпный интерьер расписан фресками Гурия Никитина и Саввы Силина, несколько ярусов в желто-голубых тонах покрывают всю стену. От собора высокая галерея с открытым переходом, фланкированная полукруглыми аркадами, ведет к восьмигранной звоннице 16-17 в. с расположенными друг над другом ярусами килевидных закомар, над которыми на мощном цилиндрическом барабане возвышается купол.
Монастырский двор охватывает двухэтажное с высокими скатами крыши здание архимандричьих покоев с Успенской церковью, окруженное открытой деревянной галереей на каменных столбах. Однокупольная церковь, возведенная в 1525 г. на прямоугольном основании, с большой многогранной апсидой и приделом с главкой, стала одной из первых шатровых церквей на Руси. Ее восьмигранный устремленный ввысь каменный шатер с маленьким куполом покоится на четверике и окружен тремя ярусами полукруглых закомар. Еще одна открытая арочная галерея опоясывает соседнюю трапезную палату. В низких сводчатых залах двухэтажного братского корпуса 17-19 в.в., маленькие полукруглые окошки которого декорированы треугольными сандриками, фланкированными полуколоннами, расположен музей книг.
Святые ворота монастыря обращены на расположенный напротив окруженный белокаменной стеной с прямоугольными и восьмигранными башнями женский Покровский монастырь, основанный в 1364 г. Монастырь служил местом ссылки опальных русских цариц и боярынь, среди которых жены Василия III и Петра I. Стены Покровского собора, возведенного в 1518 г., завершаются полукруглыми закомарами, над ними на мощном цилиндрическом барабане, окруженном еще одним ярусом закомар, возвышается большой шлемовидный купол и два купола приделов. С северной и южной стороны к собору пристроены два открытых парадных крыльца с полукруглыми аркадами, крытый переход над арочной галереей с мощным пилоном соединяет собор с восьмигранной шатровой колокольней. К двухэтажному зданию трапезной 16 в. пристроен восьмигранный шатер Зачатьевской церкви. В Приказной избе с деревянной крышей располагалась монастырская канцелярия.
Кидекша, первое упоминание о которой относится к 1015 г., знаменита княжеским двором Юрия Долгорукого, центром которого была построенная в 1152 г. церковь Бориса и Глеба. Белокаменная церковь позже перестраивалась, ее четверик, завершавшийся полукруглыми закомарами, был затем перекрыт четырехскатной крышей, лопатки достроены, крыльцо также покрыто новой крышей. Но даже несмотря на эти переделки церковь поражает своим законченным гармоничным обликом.

.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.