Толкование сказки Емеля-дурак

 Толкование сказки «Емеля-дурак»

   Лежу я на диване и никуда не хочу ехать, а сегодня среда – день, когда мы проводим беседы по сказкам. Сказку для беседы не подготовил. Звонят Лиля и Юрий Владимирович, спрашивают — будет ли у нас беседа, я говорю подумаю и скажу позже. А сам думаю какую же сказку выбрать. Вот так появилась мысль о сказке Емеля-дурак.

   Почему Емеля ничего не хочет делать? Может у него депрессия? Нет он абсолютно здоров, у него есть желания, свойственные здоровому человеку, он хочет получить подарки от братьев. Он ничего не делает, потому что ему не интересно делать то, что интересно делать братьям. Братья умные, они занимаются хозяйством и торговлей, а он дурак, ему торговля не интересна.

   Возможно он не просто лежит на печи, а медитирует, подобно Илье Муромцу, который также медитировал на печи, а пойманная волшебная щука — это результат медитации. Ведь рыба – символ синтеза. С символом рыбы мы встречались в сказке «Золотая рыбка».

   Почему щука досталась ему, а не одному из братьев? Потому что интересы у них разные. Браться стремятся к деятельности, а он наоборот. В природе бытового и интеллектуального умов человека, символически выраженных в сказке старшим и средним братьями выражена гуна раджас, а в природе духовного ума, выраженного Емелей — гуна саттва. В переводе с санскрита слово гуна означает качество. Тамас — гуна невежества, раджас  — гуна страсти саттва — гуна благости. Гармонизирующая и одухотворяющая сила саттва, в сравнении с страстной, возбуждающей и деятельной силой раджас кажется неподвижной. Бытовой и интеллектуальный умы, направляют свои усилия во внешнюю реальность человека, а духовный – во внутреннюю. Поэтому в отличие от деятельных братьев, Емеля изображен в сказке бездельником, лежащим на печи.

  Интересы старших братьев отличаются от интересов младшего и в других сказках. Например, в сказке «Скорый гонец» в награду за свою работу старший брат просит волшебных старичков дать ему столько денег, чтоб ему на век хватило, средний просит столько хлеба, чтобы век быть сытым, а младший просит их устроить его солдатом на службу к королю. Ну ни дурак? В итоге старички награждают его способностью превращаться в оленя, зайца и птичку. Благодаря этой способности на службе у короля младший  брат женится на его дочери и сам становиться королем.

    Не может человек имея много золота стремится к службе солдатом у царя, подобно тому как не может человек достичь успеха в торговле лежа на печи. Потому щука достается Емеле. А слышит голос Щуки Емеля, потому что умеет слышать тишину. В реальности базара, на который отправились братья Емели слух способный слышать голос Щуки развиться не может. Способность Емели понимать Щуку, аналогичная способности Ивана Царевича понимать голоса животных медведя, зайца, селезня и щуки символизирует способность духовного ума слышать голос подсознательного ума. Щука символ аспекта подсознательного ума, соответствующего плану стихи воды, реальности символов и архетипов. В сказке «Царевна-лягушка» щука поднимает со дна морского яйцо со смертью Кощея. Ее роль завершающая, самая главная, в осуществлении задачи сказочного героя. Не случайно, что она управляет поездками Емели на санях и печи, заготовкой дров. Эти действия соответствуют синтезу опыта в плане стихии воздуха, реальности информации, коммуникации, транспорта.

   Щука символ волшебного помощника аналогичного Джину в восточной сказке «О рыбаке», серому волку в сказке «Иван Царевич и серый волк», золотой рыбке в сказке «О рыбаке и рыбке». Договор Емели со Щукой, аналогичный договору рыбака с Джином символизирует начало сотрудничества духовного ума с умом инстинктивным. Освобождение Емелей Щуки аналогично освобождению рыбаком Джина в восточной сказке «О рыбаке».

  Как и в других сказках после встречи героем волшебного помощника начинаются чудеса. Иван царевич не видит, как выполняются лягушкой задания, данные им отцом в сказке «Царевна-лягушка», он видит лишь результат. Царевич не видит, как выполняются Василисой премудрой задания данные ему Морским царем в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая», он видит лишь результат. Емеля тоже видит лишь результат – самостоятельно движущиеся ведра, сани и печь, рубящий дрова топор и т.д. Возможно ведрами, санями и печкой управляет кто-то невидимый, и потому возникает впечатление что они движутся сами.

   В жизни сказочного героя встретившего волшебного помощника происходит все, что он захочет. Джин организует для Алладина женитьбу на дочери султана и строит дворец, серый волк быстро доставляет на себе Ивана Царевича к жар-птице, златогривому коню и Елене Премудрой.

    В жизни у каждого человека бывали случаи, когда чудесным образом исполнялись его желания. Но не у каждого человека желания исполняются постоянно. Не каждый человек пребывает в потоке исполнения желаний.

   Одной из заповедей буддизма являющейся условием для достижения счастья является отсутствие желаний. В настоящей сказке, наоборот, желания и их исполнения являются условием для достижения счастья.

— Слушай, дурак, пусти ж ты меня в воду; я тебе сделаю то: чего ты ни пожелаешь, то всё по твоему желанию исполнится.

                                                                         Емеля-дурак №165

 Говорит ему щука человеческим голосом:

— Не ешь, дурак, меня; пусти опять в воду, счастлив будешь!

Дурак спрашивает:

— Какое ж от тебя счастье?

— А вот какое счастье: что скажешь, то и будет!

                                                                Емеля-дурак №166  

   Вспомним тост из кинофильма «Кавказская пленница». «…Так выпьем же за то чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями». Поток исполнения желаний является результатом гармоничного взаимодействия светлой и теневой частей индивидуальности человека – сознания и подсознания. Желания человека, пребывающего в подобном потоке принадлежат одновременно двум частям его природы духовному и инстинктивному уму. После их встречи они согласованно делают общее дело. Потому мы смело можем сказать, что желания Емели являются одновременно и желаниями щуки.

   Представим на секунду какие желания загадали бы старшие братья если бы щука оказалась в руках у них. Но Использование возможностей щуки Емелей с точки зрения умов бытового и интеллектуального может показаться не просто нерациональным, но в высшей степени глупым. Он желает, чтобы ведра, сани и печка сами ходили и топор сам дрова рубил.  Ему даже в голову не приходит мысль потребовать от щуки новую печь или избу, или наконец красный кафтан, красные сапоги, и красную шапку, он надеется получить их в подарок от короля.

Пришли за дураком королевские гонцы.

— Ступай, — говорят, — к королю; он тебе даст красные сапоги, красный кафтан и красную рубаху.

Вот дурак и сказал:

— По щучьему веленью, по моему прошенью, печка, ступай к королю!

      Он пользуется возможностями щуки только в тех вопросах, которые естественно возникают в его жизни. Когда жены братьев просят его наколоть дрова, или, когда царь приглашает его в гости, или, когда дочь царя просит его их освободить и построить избу для них. Он не абсолютный бездельник, он ничего не делает для себя, но просьбы других не игнорирует. Он созвучен потоку окружающей его реальности. От того что уходит – легко отказывается, то что приходит – принимает. Невозможно абсолютно ничего не делать. Важно делать то, что нужно и не делать того чего не нужно. Но как знать обычному человеку что нужно делать, а чего не нужно? До знакомства человека со своим подсознанием и договоренности с ним о сотрудничестве этого знать невозможно. До этой встречи вопросы что нужно и что ненужно для сознания и подсознания кардинально отличаются.

     В сказке «Иван царевич и серый волк» конь, на котором Иван Царевич подъехал к столбу с тремя надписями, не знал в каком направлении нужно ехать, и потому был съеден волком, который не только знал куда нужно ехать царевичу, но также знал, что и как нужно делать. Духовный ум — Иван Царевич и подсознательный ум — серый волк сначала развиваются отдельно и не согласованно, но после их встречи все чудесным образом осуществляется.

     Конечно людей подобных Емели общество не понимает, и не только не понимает, но и осуждает. Иисуса вообще распяли за то, что он не такой как все, не обезличенный. В сказке конфликт с обществом выражен в сюжетах, когда Емеля на санях подавил множество народу, а за тем пользуясь властью щуки побил народ дубиной. Конфликту Иисуса с кесарем, результатом которого было распятие Иисуса аналогичен конфликт Емели с царем, приказавшим его вместе с дочерью засмолить в бочку и бросить в море.

   Распятию Иисуса аналогично заключение Емели в бочке, и соответственно, воскрешению Иисуса аналогичен выход Емели из бочки. Заключению Емели в бочке аналогично расчленение Ивана Царевича братьями в сказке «Иван Царевич и серый волк» и, соответственно освобождению Емели из бочки аналогично оживление Ивана Царевича мертвой и живой водой.    Толкование каждой сказки — это особый путь сказки к ее раскрытию. В этом пути раскрывается индивидуальность сказки, выраженная в ее сюжетном строении.

.

Andrey Paskevich

Паскевич Андрей Михайлович - духовный наставник, астролог, художник, писатель. Тема творчества автора – духовное преображение человека и человечества. Родился 5.04.1967г. в г. Одесса. Учился в Одесском Политехническом институте. Автор является руководителем школы духовного развития. Изданные книги: «Истина Нострадамуса» (философское и астрологическое толкование пророчеств Нострадамуса), 2009г. Сборник притч и рассказов «Возвращение», 2011г. «Анализ истории Эпохи Рыб», 2011г. «Астрология Евангелия» (философское и астрологическое толкование Евангелия), 2015г. «Живая вода и молодильные яблоки» (Толкование сказок), 2015г. Звезда из колодца (Доклад о прочтении произведения Томаса Манна «Иосиф и его Братья»), 2017г. «Драгоценная жемчужина» (Философское толкование Евангельских притч), 2017г.

Посмотреть все записи автора Andrey Paskevich →

6 комментариев к «Толкование сказки Емеля-дурак»

  1. Я согласна с предыдущим комментатором! Это абсолютно новый взгляд, который поможет многим людям осознать пройденный ими жизненный путь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.